Утверждена на педагогическом совете № 9 от 13 января 2011 г. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Берёзовской основной общеобразовательной школы на 2011-2015 гг. 2011 г Визитная карточка Березовская основная общеобразовательная школа была основана в 1954 году. Школа реализует базовые образовательные программы. За годы своей работы школа зарекомендовала себя в районе как образовательное учреждение с высоким уровнем знаний, стабильным количеством медалистов, высоким процентом поступающих в ВУЗы и СУЗы Эти добрые традиции сохраняются в течение многих лет. В школе практически нет текучести кадров, работает стабильный педколлектив, в котором большое внимание уделяется повышению педагогического мастерства учителя, преемственности в обучении. Сложилась своя система методической работы, дающая положительные результаты. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о школе, муниципальными распорядительными документами, Уставом и планом работы педагогический коллектив, Совет и администрация школы осуществляют активную общеобразовательную деятельность в закрепленном микрорайоне. Целью работы педагогического коллектива является поиск путей и способов выполнения социального заказа общества к образованию за счет создания личностно ориентированного образовательного пространства, реализуемого в различных моделях и сочетаниях. Осуществляя на практике концепцию «Школы для всех, школы для каждого», педколлектив создает условия для успешной адаптации и продвижения детей различных возможностей. Именно поэтому деятельность всего коллектива направлена на создание внутри школы образовательного пространства, ориентированного на обучение и воспитание интеллектуальной, высоконравственной личности с учетом интересов и образовательных запросов обучающихся и их родителей. Реализация этих принципов осуществляется через работу педколлектива над общеобразовательной проблемой «Повышение качества образования на основе личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению учащихся». Необходимо отметить, что главным преимуществами малочисленной школы являются: - небольшая наполняемость классов; - возможность более тесного общения детей и педагогов; - возможность постоянного разновозрастного общения; - осуществление непосредственной частой связи с родителями. Образовательный и воспитательный процесс направлен на постоянное общение с ребенком, и основан на принципе индивидуализации и, как следствие, воспитание толерантности. Кроме того, школа погружена в более широкую социальную среду, факторы которой существенно менее доступны педагогическому влиянию. Но в то же время они, пожалуй, не менее значимы для развития ребенка и его толерантности, чем школа. Но среда «содержит» как положительные примеры, так и негативные объекты, требующие толерантности. При этом всякая среда, каково бы ни было ее пространство, - всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же - позитивных или негативных проявлениях. К встрече с трудным можно заранее – пропедевтически готовить, помогать, когда оно возникло, в его правильном восприятии. Такая профилактика предполагает познание детьми того, что требует толерантности. Эффективными средствами здесь могут выступить информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникшего в собственном опыте ребенка. Эффективная воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания. Кроме того, толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием, характером его деятельности. Это качество должно быть связано не только взаимоотношениями с детьми, но и с взрослыми (между педагогами, между педагогом и родителями). Поэтому здесь особая роль принадлежит усилиям учителей по самовоспитанию толерантности. Само проявление педагогами толерантности – существенный фактор, воспитывающий толерантность школьников. Современная школа – это сложная система, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Толерантность- это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального. Самым первым источником, который формирует и питает толерантность ребёнка, является семья. Она - живой пример семейных приоритетов: отношение взрослых, их мнений, суждений, поступков. Столь же существенны влияния образовательной среды ребёнка, несущей свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды обязательной и свободной деятельности. В процессе работы педагогического коллектива школы основное внимание сосредоточено на обновлении содержания образования, его качестве, поиске наиболее эффективных методик и технологий обучения, особое внимание уделяется использованию проектно-исследовательских технологий. В итоге деятельность педколлектива по основным блокам учебно-воспитательного процесса привела к определенным положительным результатам. В школе имеются все необходимые условия для эффективного функционирования и дальнейшего развития. Школа рассчитана на 120 ученических мест. Учащиеся обучаются в общеобразовательных классах в одну смену в режиме пятидневной учебной недели. Продолжительность уроков 45 минут, перерыв от 10 до 20 минут. Промежуточная аттестация на I и II ступени обучения проводится по четвертям. Прием в школу и комплектование классов производится по микрорайону (приказ отдела образования администрации Новохоперского района; «О закреплении микрорайона за образовательным учреждением»). На базе школы открыт класс кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. В школе реализуются базовые образовательные программы на I, II ступенях и программа дошкольного образования. На сегодняшний день, согласно Уставу, школа зарегистрирована как муниципальное общеобразовательное учреждение Березовская основная общеобразовательная школа. Библиотека имеет в своем фонде более 1078 учебников, 959 книг, журналы и газеты. Спортивная база школы: оборудованный для проведения занятий и спортивных игр спортивный класс, стадион. В школе имеется столовая на 100 посадочных мест. В образовательном процессе в школе функционирует компьютерный класс, оборудованный десятью компьютерами. Техническое состояние школы по оценкам экспертных комиссий хорошее. Характеристика образовательных программ Программа дошкольного образования Образовательные программы начальной школы. (первая ступень обучения) 1. Базовая образовательная программа начального обучения Образовательные программы основной школы. (вторая ступень обучения) 1. Базовая образовательная программа для учащихся 5-х-7-х классов 2. Образовательная программа для учащихся 8-х-9-х классов Организационно-педагогические условия образовательного процесса Контингент обучающихся 1 ступень 2 ступень Дошкольное образование Всего по ОУ Количество обучающихся: 2009-20010 уч.год. 14 22 36 2010-2011 уч.год. 15 19 12 46 2011-2012 уч.год. 2012-2013 уч.год. 2013-2014 уч.год 2014-2015 уч.год Состояние материально-технической базы Залы, кабинеты, техника Кол-во состояние оборудование спорткласс 1 допустимое достаточное стадион 1 допустимое оптимальное Мастерские: Столярная Слесарная 1 1 допустимое допустимое приемлемое приемлемое библиотека 1 допустимое оптимальное Учебные кабинеты: Столовая (на 100 мест) Телевизоры Проигрыватели Магнитофоны Компьютер Лингафонный кабинет Музыкальный центр Кабинет трудового обучения Интерактивная доска 9 4 1 1 1 1 10 1 1 1 1 допустимое допустимое допустимое оптимальное допустимое допустимое Достаточное оптимальное оптимальное Раздел I Паспорт программы развития муниципального образовательного учреждения Березовской основной общеобразовательной школы на 2011-2015 годы Законодательная база для разработки программы развития школы 1. Закон РФ "Об образовании" (№ 12-ФЗ от 13.01.1996 г.). 2. Закон РФ "Об утверждении федеральной программы развития образования" (№ 51-ФЗ от 10.04.2000 г. ред. от 26.06 2007 г) . 3. Закон Воронежской области "Об образовании" (№ 202-II-03 от 27.12.2000 г. ред. 26.02.2006 № 7-03). 4. Программа развития образования Воронежской области на 2001-2005 годы. Постановление Воронежской областной Думы № 491-IV-ОД от 25.05.2006 г. в ред. от11.11.2008 №1485-IV-ОД). 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393. 7. Конвенция ООН о правах ребёнка. 8. Учебные стандарты. 9. Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196, ред. от 10.03.2009 № 216). 10. Временное положение о государственных и муниципальных образовательных учреждениях гимназии, лицее, средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов Воронежской области (Приказ Главного управления образованием Воронежской области № 398 от 11.09.2002 г.). 11. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ МО от 09.03.2004 № 1312). 12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.5. 2409-08 Постановление № 45 от 23.06.2008 г.). 13. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Воронежской области. Цель программы Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески развитой личности, обладающей прочными базовыми знаниями по всем дисциплинам: математике, физике, химии, биологии, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в сфере национальной и мировой культур, способной в дальнейшем на участие в духовном развитии общества и адаптирующейся к условиям новой жизни. Организация учебно-воспитательного процесса в школе, основанного на использовании преимуществ малочисленной школы, которые помогут подготовить молодое поколение к успешной самостоятельной жизни. Добиться того, чтобы толерантность, в сущности, являлась не столько качеством, чертой личности, сколько ее состоянием. Данная цель реализуется на основе введения в УВП новых методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков, создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя. Реализация этой цели позволяет предоставить наиболее способным учащимся выбор предметов для углублённого изучения и осуществить фундаментальную подготовку для дальнейшего обучения в ВУЗах, осознать каждому школьнику важность и необходимость школьного образования как основы для последующего личностного и профессионального развития. Раздел II Анализ содержания образования и воспитания в школе Организационная работа по обновлению содержания образования и воспитания в школе Дошкольное образование в школе осуществляется и будет осуществляться ежегодно через следующие формы работы:  Дни открытых дверей,  Консультации, устные журналы для родителей,  Педагогические лектории. По темам: o Родитель- это профессия, o Семейный кодекс о правх и обязанностях родителей и детей, o Здоровый ребенок – хороший ученик, o Как помочь ребенку стать самостоятельным, Как на самом деле любить детей, o Физическая подготовленность ребенка к общению со школой, o Психологическая подготовленность ребенка к обучению в школе, o Социально-личностное развитие будущего первоклассника, o Первые дни ребенка в школе, o Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей. Кроме того, проводится обязательная дошкольная подготовка с детьми, учителем, набирающим первый класс. I ступень. Начальное образование. 1 Организация предметно развивающей среды и пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей дошкольного учреждения и начальной школы с учётом их возрастных и индивидуальных интересов. ежегодно февраль март Учителя начальных классов 2 Изучение и анализ сотрудничества начальной школы и семьи, нормативных документов по подготовке детей к школе. ежегодно февраль май Учителя начальных классов 3 Посещение занятий в старшей и подготовительной группе учителями школы. ежегодно март апрель Учителя начальных классов 4 Проведение родительских собраний в школе по подготовке детей к школе и комплектованию классов. ежегодно апрель май Учителя начальных классов, зам. директора по УВР 5 Создание благоприятных условий для подготовки к школе детей, не воспитывающихся в дошкольных учреждениях, а также детей, не достигших школьной зрелости. Функционирование школы "Первые шаги". в течение года Учителя начальных классов, зам. директора по УВР 6 Формирование первых классов на основе решения медико-психолого-педагогической комиссии с учётом возможности обучения по программам повышенного уровня. ежегодно май Медико- психолого- педагогическая комиссия 7 Создание системы личностно-ориентированного подхода по обучению детей через: - классно-урочную систему; - индивидуальные занятия повышенной сложности; - систему "малых групп"; в течение года Классные руководители, зам. директора по УВР, 8 Работа учителей по программе "Одарённые дети". в течение года Учителя начальных классов 9 Продолжение работы по предметно-развивающим методикам: - техника устного счёта; - внедрение исследовательских задач в курсе естествознания; - развитие пространственного мышления; - развитие комбинаторных способностей. в течение года Учителя начальных классов Основой образовательного процесса школы является личностно ориентированная составляющая обучения учащихся. В связи с этим на II ступени обучения введена предпрофильная подготовка учащихся. Основные задачи предпрофильного и профильного обучения в школе: -создание в школе условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения; -обеспечение преемственности старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовка выпускников к поступлению в эти учебные заведения; -создание новых форм профилизации обучения. Цель: обеспечение первоначального становления личности ребёнка, выявление его способностей, интеллектуальной и эмоциональной форм общения. II ступень 1. Анализ познавательных интересов учащихся (анкетирование). 1 раз в полугодие Кл. руковод. 2 Информация учителей для учащихся, их родителей. ежегодно Декабрь Классные руководители 3 Психологическое тестирование, индивидуальное собеседование психолога с учащимися. Январь- Февраль Классные руководители 4 Педагогическая диагностика уровня образованности ученика (контрольные, срезовые, диагностические, входные, промежуточные, тематические, полугодовые, годовые работы). В течение года Учителя, завуч 5 Собрания учащихся и родителей "Индивидуальная программа развития вашего ребёнка" ежегодно Апрель Май Классные руководители, завуч 6 Собеседование с учащимися и родителями. ежегодно С февраля Классные руководители 7 Консультации по учебным дисциплинам Учителя 8 Анализ результатов собеседования и документов об окончании года ежегодно Май Завуч 9. Продолжать работу сучащимися, используя, учебно- исследовательскую деятельность школьников Весь период Учителя Администрация. 10 Разработка методик проведения уроков с использованием информационных и компьютерных технологий Весь период Учителя Администрация. 11. Включение в программу ПИТ учащихся создание мультимедийного дидактического материала презентаций для различных уроков. Весь период Учителя Администрация. 12. Выделение часов школьного компонента для проведения дополнительных занятий с компьютером. Весь период Учителя Администрация. Достижение современного качества образования Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. Последние годы эта проблема обострилась под влиянием следующих причин: -различий между системами ценностей субъектов, оказывающих влияние на образовательный процесс; -последовательного и необратимого перехода от единообразия учебных программ, учебников и учебных заведений к их разнообразию; -усиление регионализации образовательных систем. Кроме того, в школе обращение к проблеме качества образования обусловлено перечисленными ниже специфическими обстоятельствами. 1. Анализ самоопределения обучающихся после окончания школы показал, что 80 - 100 % выпускников ежегодно, успешно выдержав вступительные экзамены, продолжают обучение в сузах. 2. В процессе изучения образовательных потребностей обучающихся и их родителей были введены курсы, преподавание которых должно вестись на повышенном уровне обучения: русский язык и литература, математика, физика, биология, химия, география, английский язык. Кроме того, результаты опроса выявили необходимость деления каждого профиля на мини-профили. 3. Изучаемые предметы, в том числе и профильные, играют для школьников различную роль: одним обучающимся они необходимы для получения будущей профессии, другим позволяют приобрести базовые знания, третьим дают возможность овладеть инструментом познания смежных учебных дисциплин, четвертым могут быть полезны в общеразвивающем, общекультурном плане. 4. Результаты анкетирования учащихся 9-го класса по выявлению соответствия отбора содержания учебного материала потребностям обучающихся породили необходимость обращения к проблеме отбора содержания образования по профильным и непрофильным предметам в разработке программ углубленного изучения дисциплин для мини-профилей. Непрерывное увеличение объема и сложности учебного материала, насыщенность учебного плана школы различными предметами при использовании неэффективных технологий обучения приводит к перегрузке обучающихся, которые, в свою очередь, могут стать причиной ухудшения здоровья детей. А это значит, что необходим отбор и внедрение в школе эффективных образовательных технологий, новых способов организации учебного процесса. Перед нашей школой, стоит проблема, каким образом сформировать у учащихся мотивацию к учебно-образовательной деятельности, как ее развить и по возможности превратить в повышенную мотивацию. Использование проектно-исследовательских технологий обучения наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в деятельный субъект, который вместе с учителем, под контролем учителя и самостоятельно вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве: овладевать таким образом новым знанием, включающим не только школьное образование. Педагогический коллектив школы старается строить такую образовательную модель, где главенствует деятельность ученика, где ученик переходит на уровень саморазвития, когда потребность к самопознанию становится неотъемлемой частью его жизни. Из репродуктивного слушателя ученик становится деятельной и творческой личностью. Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. В нашей школе педагогический коллектив стремится к тому, чтобы проектная исследовательская деятельность учащихся носила системный характер, и применяем различные типы проектов, которые мы пытаемся объединить общей целью, тесно связанной с проблемой, над которой работает школа. Сеть Интернета используется школьниками, как источник информации для проведения исследований разного уровня – ученических, учительских и совместных. По мере развития телекоммуникаций все активнее потребность в обучении правилам и навыкам использования компьютеров. Учителя в своей работе также используют готовые образовательные программы по предметам, разработанные для компьютеров. Таким образом, в целях достижения современного качества образования школе предстоит решить следующие проблемы: 1) выбора оптимального и достаточного количества профилей обучения в школе 2) помощи обучающимся в осознании выбора своего профиля обучения; 3) отбора содержания образования в профильных классах: содержания программ по профильным и непрофильным предметам, программ углубленного изучения дисциплин в рамках мини-профилей; 4) отбора и внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень школьников. 5) формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов. На основе приведенного анализа, результатов исследований и выявления отмеченных выше проблем разработаны мероприятия по следующим направлениям: -изменение в содержании образования; -новшества в технологиях обучения, воспитания и развития; -новшества в условиях организации образовательного процесса. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса Анализ физического и психологического самочувствия учащихся школы позволяет сделать вывод, что, чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психо-вегетативного и невропатического характера. По результатам медицинского обследования учащихся на начало учебного года прогрессируют такие заболевания, как нарушения опорно-двигательной системы, заболевания полости рта, снижение остроты зрения, заболевания эндокринной системы, верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы. В течение учебного года в школе проводилось динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся. В качестве критериев для его оценки были взяты 4 показателя, по которым можно было дать комплексную характеристику состояния здоровья ребенка: 1. Уровень и гармоничность физического развития, динамика этих показателей в течение года. 2. Наличие хронических патологий и частота обострений хронических заболеваний в течение наблюдательного периода. 3. Частота острых заболеваний в течение года. 4. Наличие отклонений в функциях опорно-двигательного аппарата и органов зрения. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что здоровье учащихся находится на оптимальном уровне. Из общего числа учащихся классов (46) 37 - здоровы, 9 детей имеют различного рода заболевания. Для того, чтобы улучшить состояние здоровья учащихся, объединены усилия педагогов, медицинского персонала и психолого-социологической службы школы. Однако, проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся должна решаться не только на уроках физкультуры, но и через реализацию здоровьесберегающих технологий, основными направлениями которых являются:  Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья, - Разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования через применение личностно ориентированных технологий, оптимальную организацию режима работы школы, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни, - Совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение здоровья детей, - Обеспечение формирования здоровьесберегающих культурных традиций семьи. Совершенствование воспитательной системы Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Однако, особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально-экономических отношений. В современных условиях сельская школа несет особую, жизнесберегающую функцию, которую можно выразить в лаконичной форме, вернее аксиоме: будет жива школа на селе – будет живо и село, а будет живо село - будет жива и Россия. Малочисленная школа более гибкая и мобильная, имеет больше возможности в поиске альтернативных форм организации образовательного и воспитательного процессов, их направленности на личность ребёнка. Труд является основой формирования общества, личности. Перед нашей сельской школой стоит задача воспитания потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему, формирование профессионализма в сочетании с широким политехническим образованием, позволяющим применять свои знания и способности в различных сферах общественного производства. В школе функционирует производственная бригада. Она состоит из звеньев. Учащиеся 1-6 классов трудятся на учебно-опытном участке, ведут опытническую работу, выращивают картофель и овощи для школьной столовой. Это позволяет обеспечивать горячим питанием всех учащихся школы, формировать внебюджетный фонд школы. В 1999 году учебно-опытный участок нашей школы был признан одним из лучших на областном смотре-конкурсе учебно-опытных участков, за что школа была удостоена Дипломом I степени. В старшее звено входят учащиеся 7-11 классов. Ежегодно школа заключает с базовым хозяйством Договор об аренде земель. Школьная ученическая производственная бригада совместно с педагогическим коллективом на 8 га выращивает сахарную свеклу, на 5 га подсолнечник, на 2 га картофель и овощи. Финансовые средства от вырученной продукции перечисляются во внебюджетный фонд, из средств которого укрепляется материально-техническая база школы, приобретаются призы к праздникам. Экономический эффект производительного труда наших школьников составил в период с 2003-2006год около 90 тысяч рублей. В 2004 году была организована поездка в город Москву на деньги из внебюджетного фонда. В 2003 году был приобретен цветной телевизор, на внебюджетные деньги, полученные от реализации сахара, решением педагогического коллектива и родительского комитета для школы был куплен компьютер, мотоблок и весь комплектующий его инвентарь. Школьная ученическая производственная бригада в 2000 году стала районным победителем смотра-конкурса производственных бригад, на областном Слете производственных бригад в городе Воронеже стала дипломантом. По итогам Областного смотра-конкурса «ШКОЛА ГОДА – 2001» наша Березовская средняя школа заняла ПЕРВОЕ место в номинации сельская малочисленная. В 2007 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В настоящее время от учителей требуется содействие развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Учителями и учащимися школы разработан Детский экологический проект «Мы – дети ХХI» Участниками проекта являются учащиеся и педагогический коллектив школы. Цель проекта: 1. Заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде. 2. Развивать у детей чувство причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам. 3. В ходе проекта дети знакомятся с практической реализацией концепции устойчивого развития, осваивают способ планирования своей деятельности, изучая дополнительную литературу, учатся делиться полученной информацией на семинарах, классных часах, открытых и итоговых мероприятиях, участвуют в викторинах и конкурсах. 4. Формировать личность, готовую принять идеологию здорового образа жизни: в приоритете духовных потребностей по сравнению с материальными, заботящуюся о сохранении своего духовного и физического здоровья. 5. Подготовить социально-адаптированную личность, члена современного ему общества в результате усвоения им ценностей, норм, ролей, культуры, установок, необходимых навыков, образцового поведения, присущих данному обществу. Проект рассчитан на 5 лет. Старт взят от традиционного экологического мероприятия: «Неделя окружающей среды» (сентябрь). Работа разбивается на этапы: I этап – «БИОРАЗНООБРАЗИЕ». Цель: - изучить биоразнообразие района, животный и растительный мир, научиться различать различные виды животных, птиц, растений; - овладевать навыками наблюдения; - научиться распознавать различные виды деревьев, кустарников, цветов, трав; - понять значение зелёных насаждений; - показать свои знания и способности, выполняя творческие задания. II этап – «ВОДА». Цель: - изучить состояние водных экосистем (пруды, реки), практические действия по улучшению состояния водоёмов; - научиться составлять паспорт водоёмов, экологические критерии состояния водоёмов: прозрачность, цвет, запах, кислотность воды; - научиться определять, как степень загрязнённости водоёмов влияет на видовое разнообразие; - получить опыт практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водоёмами. III этап – «ДЫХАНИЕ СЕЛА». Цель: - изучить состояние воздушного бассейна района, выявление путей по его улучшению; - познакомиться со способами переработки бытовых отходов, природными процессами разложения мусора; - научиться простейшим методам переработки отходов в домашних условиях, простейшим способам экономии ресурсов, сокращения количества мусора в школе и дома. По ходу реализации проекта участники проводят различные встречи, экскурсии, заседания клубов, конференции, участвуют в конкурсах, КВНах, викторинах, путешествиях по станциям, занимаются изучением данной проблемы на уроках, занимаются исследовательской деятельностью, выполняют исследовательские проекты в различных областях естественных и гуманитарных наук. Анализ жизнедеятельности школы показал, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением, так как в настоящее время обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. У некоторых школьников слабо развита нравственная саморегуляция. Следовательно, в повседневной школьной жизни нашим воспитанникам необходимо прививать чувство взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества. Широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы), растущая разница материального обеспечения семей наших воспитанников - всё это не позволяет многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям. Особое внимание необходимо уделить патриотическому воспитанию, утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, "малую" и "большую" Родину. В целях дальнейшего повышения роли ученического самоуправления первоочередной задачей стало обучение ребят коллективно-организаторской деятельности и трудовой. Эффективность воспитательной системы школы зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показывает, что многие классные руководители ставят перед собой и своими воспитанниками актуальные и реально выполнимые задачи. В полной мере использовать классными руководителями воспитательные возможности классных часов. На основании проведенного анализа, выявления проблем разработан раздел программы развития "Совершенствование воспитательной системы", включающий следующие направления: -формирование духовно богатой, нравственной личности; -воспитание патриота и гражданина; -развитие опыта ученического самоуправления; -повышение мастерства классных руководителей - актуализировать проблему воспитания толерантности, требующую практического применения. Педагогический коллектив школы должен:  Научить учащихся умению вырабатывать собственное мнение, выражать свою позицию ясно и уверенно, различать факт и его интерпретацию, признавать и учитывать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни других людей, умения взаимодействовать, приходить к согласию и кооперироваться для достижения своих целей.  Формировать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды труда, самостоятельности, инициативности, предприимчивости.  Формировать потребности в труде, осознанного творческого отношения к нему.  Создавать оптимальные условия для овладения учащимися современными знаниями в экономике,  Осуществить профессиональную ориентацию. Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа психологической службы (социальный педагог) с целью педагогического просвещения родителей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познав

© shkola-berezowka

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz